Симоне Кантарини
Святое семейство
История экспоната
Симоне Кантарини (прозванный Пезарезе)
1612 – 1648

Родился и работал в Италии. Сперва на его творчество оказывала сильное влияние венецианская школа живописи. Став учеником Гвидо Рени, Кантарини впитал эстетику болонского академизма.
Впоследствии Симоне основал собственную живописную школу в Болонье.

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем и святой Елизаветой
1645 – 1648

На картине собралось Святое семейство:
Дева Мария с младенцем Христом в центре и ее супруг, Иосиф по левое плечо от Марии. Справа к Христу наклоняется родственница Марии – праведная Елизавета, мать Иоанна Крестителя, который, смотря прямо на зрителя, указывает на Спасителя.
Гвидо Рени сильно повлиял на стиль Кантарини
Композиция «Святого семейства» похожа на композицию некоторых работ Рени. В частности, на «Поклонение пастухов» – также из собрания ГМИИ.
Итальянский искусствовед Андреа Эмилиани утверждает, что изначально «Святое семейство» должно было выглядеть иначе.
В собрании Пинакотеки Брера в Милане сохранился подготовительный рисунок, на котором композиция заключена не в круг, а в овал.

Андреа Эмилиане
крайний слева
Биография картины
1736
Первые документальные сведения о картине находятся в каталоге коллекции лорда Роберта Уолпола
Долгое время она хранилась в его поместье Хоутон-холл в Англии
1779
Екатерина II выкупает художественное собрание Уолпола
для картинной галереи Эрмитажа
Продажу коллекции начал внук лорда, а ровно через десять лет
в Хоутон-холле случился пожар
Может быть, если не покупка императрицы,
то картина была бы потеряна навсегда
1927
Полотно попадает в ГМИИ им. А.С. Пушкина
в результате перераспределения музейных коллекций
Left
Right
Сейчас картиной можно полюбоваться в 18 зале Главного здания музея, в зале Испанского и итальянского искусства XVII века.
Кое-что еще...
  • В то время, когда картина хранилась в собрании лорда Уолпола, она весьма высоко ценилась и была очень популярна.
  • В 1857 году А.Н. Андреев (русский поэт, прозаик и искусствовед; 1830 – 1891 гг. ) в своей «Настольной книге для любителей изящных искусств» назвал эту картину лучшей из произведений художника.
  • Другими мастерами делались с нее копии. Две из них хранятся в Городском музее Болоньи и в Государственных музеях Берлина.