ОТКРЫТЫЕ ВСТРЕЧИ
7 февраля 19:00
Лекция Вадима Смахтина «Экология темных данных»
Как люди, информация и среда перестали быть независимыми? Мы поговорим об информационных слоях, который создают конкретные люди и целые города, о том каким образом наша среда стала обрастать этими нематериальными слоями и о том как их исследуют. А еще мы обсудим проблемы использования цифровых технологий (потребления и хранения информации, права на владение информацией) и понятие «экологичного» отношения к данным.

Встреча проходит в рамках исследовательского проекта «Город и природа» выпускника Пушкинский.Youth Арсения Максименко. Лекции и семинары этого проекта об экологии, архитектуре и урбанистике помогут участникам сформировать комплексное понимание того, как города связаны с природой и как человек может сделать свою жизнь в городе комфортнее, одновременно уменьшая негативное влияние на окружающую среду.
5 февраля 17:00
Встреча с поэтом и куратором Андреем Родионовым
Будем говорить об автопортрете в поэзии. Это именно разговор, не лекция – слушатели смогут задать вопросы.

Андрей Родионов пишет стихи и был в шорт-листе Премии Андрея Белого; делал совместные проекты с Мастерской Дмитрия Брусникина; курирует турниры по поэтическому слэму (если не знаете про такое, погуглите, это супер интересно!) и фестивали современной поэзии.

Встреча проходит в рамках цикла открытых встреч нашей образовательной программы Мастерская коллективного кино. Так что можно будет заодно пообщаться с участниками Мастерской и их куратором, режиссером Андреем Сильвестровым.
29 января 19:00
Публичная лекция Жана-Юбера Мартена «Трансисторический музей и его классификация»
Критика хронологической систематизации произведений в художественных музеях усилилась в связи с повторным открытием метода изучения искусства на основе аналогий, предложенного Аби Варбургом. История искусства – только одна из возможных его интерпретаций. Художники стремятся с помощью визуального языка воздействовать на ощущения и эмоции зрителя. На лекции Жан-Юбер Мартен расскажет, как в эпоху глобализации музеи ищут новые виды классификации произведений искусства, соответствующие нашему опыту постоянного нахождения в потоке изображений и их ежедневного использования.


Лекция на французском языке с последовательным переводом на русский язык. Также предусмотрен перевод на русский жестовый язык.
19 декабря 19:00 – 20:30
Лекция Степана Ванеяна «Каким образом воображать образы?»
Доктор искусствоведения Степан Сергеевич Ванеян рассказывает о том, как мы воображаем образы. С переводом на русский жестовый язык.
Лекция Степана Ванеяна «Каким образом воображать образы?»
Лекцию прочитает профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова — Ванеян Степан Сергеевич.

Говорить об образе можно как о модальности, функции или явлении. В буквальном смысле слово «образ» обозначает живое, наглядное представление о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях человека. Существующее в русской культуре понятие «образ» связано, но не полностью совпадает с такими понятиями как «image», «Bild» или «Gestalt». Предлагаем на нашей лекции во всем этом разобраться и ответить на вопрос, как же мы воображаем образы.

Подумаем о «представлении» именно в театральном контексте: актер не является тем персонажем, роль которого он исполняет, то есть представляет. Играя роль, актер выполняет функцию образа. Можно мысленно воссоздать процесс подготовки спектакля, репетиции, даже реакцию публики и критики, например, отзывы о том «как раскрыт образ». Так мы своими действиями, своей активностью создаем то, чего не существует в реальности. Фундаментальная черта образа – отсутствие, но не в смысле иллюзии или мнимости, а в смысле утраты и небытия. Образ не просто наличествует сам по себе, он вступает в почти симбиотические отношения с реальной вещью, «заимствуя» у нее жизнь. Благодаря отсутствию или смерти вещи образ реализует свою парадоксальную склонность замещать и вытеснять другую реальность: выступая при этом как нечто вполне подлинное с точки зрения воздействия на сознание, в жизни которого образ участвует и активно, и почти насильственно. Это ясно и без долгих размышлений. Иногда появляются навязчивые образы и обсессивные состояния, которые преследуют нас: пустые слова, надоевшие строчки песни, тягостные и обидные воспоминания или так называемые контрастные навязчивости. Образ независим и самостоятелен не только по отношению к предмету, который он отображает, воспроизводит, но и по отношению к нашему сознанию. И даже желая избавиться от образа, мы часто не имеем ни сил, ни возможности отказаться от него, видоизменить его, ибо его сила в сцепленности не только с вещами, но и с состояниями.

Лекция проводится в рамках публичной части исследовательской программы «Лаборатория по исследованию миграции образов» – совместном проекте направлений «Пушкинский.Youth» и «Пушкинский XXI».