NOTA
BENE

ЧТО ЭТО?

Nota bene
в переводе с латыни значит "заметь хорошо". Буквы NB ставили на полях возле важных мест в средневековых книгах их средневековые читатели. Под этим хэштегом в соцсетях можно найти короткие тексты, написанные кюишниками о том, что на прошедшей лекции стоило бы запомнить.

Записи разных лет могут быть на одну и ту же тему, но интерпретация каждого кюишника индивидуальна!


NB 2018/2019
КЮИ-1
Древний Египет

египтологию можно назвать старой и одновременно новой наукой – ведь о Египте писал еще в V веке до н.э. Геродот в своей «истории».
пожалуй, поворотным моментом для египтологии стал 1799 год, когда один из офицеров наполеоновской армии нашел так называемый Розеттский камень. именно он первым дал ключ к дешифровке египетских иероглифов. традиционная дата, от которой отсчитывают зарождение египтологии как науки – 22 сентября 1822 года. в этот день Жан-Франсуа Шампольон прочитал свой доклад о дешифровке египетского иероглифического письма.

в истории Египта можно выделить следующие периоды:
- Древнее царство (столица – Мемфис)
- Среднее Царство (столица – Фивы)
- Новое Царство (столица – Фивы)
* город Фивы насчитывал более миллиона жителей. теперь на его месте находятся населенные пункты Карнак и Луксор.

Книга мертвых – собрание рассказов, помогавших человеку невредимым пройти через мир мертвых и попасть на суд Осириса. Осирис – бог-повелитель страны мертвых, страны, из которой никто не возвращается.
по представлению египтян, бог Осирис был первым фараоном, а когда он умер, его тело мумифицировали – и это была первая мумия в истории Египта.

египтяне считали, что человек состоит из нескольких сущностей: тело, тень, имя считались разными сущностями. дает форму человеческому телу сущность ка («двойник»), она же хранит чувства. наиболее близкая к современному понятию души сущность ба, как считалось, была только у фараона. после смерти человека сущности разрушались, но после бальзамирования тела могли снова собраться вместе в мумии. для этого маску, которую надевали на мумию, делали специально с широким разрезом глаз.

что происходит на суде Осириса?
Осирис восседает на троне со знаком царской власти. в центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают душу покойного. на одной из чаш находится сердце, оно же совесть умершего, а на другой – правда (обычно в виде пера или фигурки Маат, крылатой богини справедливости). если на земле человек вел праведный образ жизни, то сердце и перо будут весить одинаково, но если умерший был грешником, то душа его перевесит перо. оправданного покойника ждет вечная жизнь, а грешника поедает чудовище Аммат – лев с головой крокодила.

египтяне считали, что человек существует, пока его помнят.

мастаба – раннее захоронение египтян, – это дом вечности, постройка, рассчитанная на долгое существование и долгую память об умершем.
искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни – воскрешения после смерти. архитектура Древнего Египта была подчинена этой идее.
часто в захоронениях ставилось скульптурное изображение умершего. если мумию было невозможно сделать, или с ней что-то случалось, сущности усопшего могли вернуться в скульптуру, его двойник.

пирамида Джосера (62 метра в высоту) – это первая каменная пирамида в истории Египта. она была построена ок. 2650 г. до н.э.
Великие Пирамиды (от самой высокой к самой низкой):
пирамида Хеопса (138 м)
пирамида Хефрена (136 м)
пирамида Микерина (62 м)
примечательно то, что большинство гробниц были разграблены еще в далекой древности, и вовсе не европейцами, а непосредственно местными жителями.
есть предположение что у Большого Сфинкса, который стоит у Великих Пирамид, лицо фараона Хефрена.

Хеб-сед («праздник хвоста») – древний праздник, который отмечался в тридцатый год правления фараона, а затем каждые следующие три года его его царствования.

у египтян был свой канон изображения человека:
- если человек изображается стоящим на ногах, одна нога выставлена вперед, плечи и бедра расправлены, руки опущены ровно вниз. человеческие фигуры фронтальны – лучше воспринимаются анфас, чем в профиль или со спины. соблюдается осевая симметрия – по телу можно мысленно провести линию посередине, и половины будут одинаковыми (см. пятую картинку). - человек на картинке сидит в так называемой позе писца – это тоже каноничная поза, в ней обычно изображали богатых мужчин. по сути это то, что мы сейчас называем «сидеть по-турецки».
- глаза скульптур обычно выполняли из кварцита. обнаженные части мужского тела покрывались кирпично-красным цветом, женские – белым или желтым. женщину всегда изображали с немного раздутыми ноздрями и выразительными глазами. рот, казалось, был всегда приоткрыт.
- начиная со Среднего царства, женским образам уделялось все больше внимания.
- вне зависимости от возраста, умершего человека всегда изображали в расцвете сил.
- при изображении слуг канон мог соблюдаться не так строго: они могли изображаться с приподнятой рукой или с повернутой головой, то есть, в более живых позах.

для строительства храмов, разумеется, тоже были свои обычаи и законы. каждый храм был устроен примерно следующим образом: к храму вела прямая дорога, люди входили в храм через большие ворота и шли по залам, причем каждый следующий был темнее и уже предыдущего (см. седьмую картинку). в последнем зале находилось изображение божества. почти все рельефы в храме были ярко раскрашены. росписи, как правило, были разномасштабными и располагались лентами, одна над другой.

праздник Опет – праздник, когда изображение бога путешествовало из одного храма в другой.

во времена правления Аменхотепа IV закрываются все фиванские храмы, и начинается поклонение единственному богу – Атону. Аменхотеп меняет имя на Эхнатон («полезный для Атона»). столицей Египта становится город Ахетатон («горизонт Атона»; он пробудет столицей лишь 15 лет).

Гробница Тутанхамона – к сожалению, и она была разграблена. грабители побывали во флигеле, вестибюле и сокровищнице. правда, «часовню», в которой и покоился фараон, они не тронули – ее и обнаружил Говард Картер. мумия находилась в восьми саркофагах, один из которых был отлит из чистого золота. сам Тутанхамон ничем не знаменит, кроме того что он жил, правил и умер в возрасте восемнадцати лет. некоторые ученые предполагают, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, но это, к сожалению, не доказано. но наверняка можно сказать что Эхнатон был близким родственником Тутанхамона.
КЮИ-1
Искусство Месопотамии
Месопотамия, или Междуречье — это территория на Ближнем Востоке; сейчас на этой территории располагаются Ирак, Сирия и Турция. жители Междуречья — это не один народ (как древние египтяне), а несколько народов, сменявших друг друга и враждовавших друг с другом.

первые поселения на территории Меосопотамии возникли более 8000 лет назад.

главные факторы, определяющие развитие цивилизации в данном регионе:- две реки — Тигр и Евфрат, — которые текут навстречу друг другу, сливаются и вместе впадают в Персидский залив. территория между этими двумя реками — то есть, буквально междуречье, — получается влажной и илистой;
- глинистая почва. глина становится основным материалом, который используется при постройке зданий, создании скульптуры и украшений. тип письменности, общий для жителей Междуречья — клинопись, — сформировался как раз потому, что самым удобным материалом для письма была глина, на которой остро заточенной палочкой выдавливались клинописные знаки. глиняные письма запечатывались печатями, на которых иногда изображались целые мифологические сюжеты;
- древесины почти нет, это ценный и дорогой материал;
- жаркий климат;
- жаркое солнце, плодородная почва и близость рек создали условия для распространения земледелия, которое стало главным занятием местных жителей. от рек к земле проводились специальные ирригационные каналы.

в VI—V тыс. до н.э., еще до появления на территории Месопотамии государств, существовали три культуры, которые принято называть по названиям городов, которые сейчас располагаются на месте существования этих культур: Халафская, Хассунская и Самаррская культуры.
к их появлению относятся первые постройки из кирпича-сырца, сосуды с геометрическими орнаментами, а позже и с изображениями животных.

ШУМЕРЫ
люди, населявшие область Шумера в IV—III тыс. до н.э., прославились тем, что первыми начали использовать письменность. шумерские города (Ур, Урук, Лагаш) строились вокруг центрального храмового комплекса, состоявшего из башен-храмов — зиккуратов. главные символы силы и мощи в шумерской культуре — бык и лев.
шумеры были подчинены аккадцами и ассимилировались с ними.

ВАВИЛОНЯНЕ
Вавилонское царство (III—I тыс. до н.э.) достигает высокого уровня развития во II тыс. до н.э. именно с этим временем связано имя царя Хаммурапи, создавшего первый свод законов. большинство законов действовали по принципу «око за око»: кара равна преступлению, убийцу убивают, вора штрафуют на сумму, соответствующую украденному. законы Хаммурапи высекли на стеле из очень прочного черного камня.
вавилонские города повторяли принципы постройки шумерских. в настенных рельефах прослеживается египетское влияние, что свидетельствует о контактах между Северной Африкой и Ближним Востоком в это время.

АССИРИЙЦЫ
вечные соперники вавилонян, жившие тоже в III—I тыс. до н.э., ассирийцы известны многочисленными военными походами. военные мотивы отразились в искусстве таких царских резиденций, как Дур-Шаррукин (720—705 гг. до н.э.) — в этой резиденции дворец, а не храм, становится центром города, — Кальху (IX в. до н.э.), известный рельефами с изображением царя Ашшурнацирапала II, и Ниневия (VII в. до н.э.), в которой сохранилась одна из самых обширных библиотек клинописи — библиотека Ашшурбанипала.
КЮИ-2
Андреа Палладио и палладианская архитектура
Андреа Палладио (1508–1580) – итальянский архитектор. Палладио родился на севере Италии. будучи талантливым каменотесом, он был замечен гуманистом Триссино (на второй картинке). под его покровительством Палладио начал изучать архитектуру. больше всего его поразили труды Витрувия. Палладио признал античную архитектуру наиболее правильной и красивой и начал творить согласно своим убеждениям. идеи Палладио развивались его последователями – палладианцами, – вплоть до нашего времени.

черты палладианской архитектуры:
- симметричность, пропорциональность всех частей
- три этажа: цокольный, парадный и антресольный
- вписанность в окружающую среду
- субординация между главным зданием и сопутствующими постройками или галереями
- часто встречающиеся детали: купол и портик (может заменяться лоджией), фронтон (может быть со скульптурами), колонны, лестницы, -- - термальное окно (на третьей картинке); трехчастное окно, у центральной части которого завершение полукруглое, а у боковых завершения плоские (его даже называют палладианским).

Палладио использовал в жилых постройках элементы храмовой архитектуры (купол, фронтон). фронтон помогал визуально создать четкую симметрию.
Палладио строил в основном виллы и палаццо. на строительство вилл его опять же вдохновляла античность. римские виллы бывали двух типов: вилла рустика (далеко от города, сельскохозяйственная) и вилла субурбана (вблизи города, для праздного отдыха). в постройках Палладио и его последователей появилась рустовка – облицовка четырехугольными и очень ровно положенными, но грубо отесанными камнями. рустовка имитировала простую кладку древнеримских вилл (rusticus буквально значит «деревенский»).

в России палладианство приобрело дополнительные отличительные черты:

- цокольный этаж стали целиком облицовывать рустом.
- галереи в силу климатических условий стали делать крытыми.

важные постройки Палладио и палладианства:
- вилла Ротонда, Андреа Палладио (пятая и шестая картинки)
- Чизик-Хаус, Уильям Кент (седьмая картинка). 1720-е гг.
- дворец в Павловске, Чарльз Камерон (на восьмой картинке – колоннада Аполлона из Павловска). 1780-е гг.
- ассигнационный банк в Петербурге, Джакомо Кваренги (девятая картинка). 1780-е гг.
- усадьба Знаменское-Раек, Николай Александрович Львов. вт. пол. XVIII в.
- особняк Тарасова, дом на Моховой, Иван Владиславович Жолтовский (десятая картинка). соответственно 1909–1912 и 1930-е гг.
- здание банка на Новинском бульваре, Дмитрий Борисович Бархин. конец 1990-х–начало 2000-х.
КЮИ-2
Искусство Италии XVIII века
лекция началась с картин Панини «картинная галерея с видами античного Рима» и «картинная галерея с видами современного Рима».
многообразие памятников искусства на них хорошо иллюстрирует все историческое прошлое за спинами мастеров XVIII века. люди, жившие в этой эпохе, хорошо представляли себе, что есть Рим современный, а есть Рим исторический, старый.
искусство Италии XVIII века – это искусство, которое сильно продвинулось вперед, оглядываясь при этом назад, не отказываясь от укоренившихся традиций.

АРХИТЕКТУРА
- итальянские архитекторы XVIII века постоянно обращаются назад, сопоставляют сегодняшнее и вчерашнее. Рим барокко постоянно оглядывается на великий Рим императоров. стили и века сосуществуют – например довольно нелепый фасад, пристроенный к церкви Санта Мария Маджоре. или знаменитый фонтан Треви, в котором мотив римской триумфальной арки наложен на городской дворец
- архитекторы этой эпохи сталкиваются с тем, что многим людям уже не нравится барочная тяжесть и нагроможденность деталей, они хотят простоты и рациональности. Рим погружается в несколько странную неоклассику, так как недоволен собой сегодняшним. в основном неоклассицизм развивается в Венеции (см. церковь Сан Симеоне Пикколо на пятой картинке), в других областях его меньше
- барочных игр с пространством становится меньше, но они остаются, например, в Королевском дворце в Казерте; его кажущаяся бесконечной лестница – это буквально «последний взлет» барочной архитектуры
- архитектура распадается на множество разных традиций и стилей – почти невозможно найти константу

СКУЛЬПТУРА
будучи наследниками Микеланджело и Бернини, скульпторы пытаются найти новую выразительность, экспериментировать с жанрами.
- техника скульпторов достигает невиданных высот. Антонио Коррадини делает из камня сеть-паутину, а Джузеппе Самартино изображает усопшего Христа, покрытого тончайшей плащаницей.
- сохраняется «боязнь пустоты», желание заполнить все свободное пространство – Джакомо Серпото украшает интерьеры целыми гроздьями скульптур.
- самым выдающимся скульптором того времени можно назвать Антонио Канову, который искусно умел работать с материалом, делать камень мягким и гладким.
- при этом мастера начинают понимать, что привычный язык скульптуры больше не работает – например, «Наполеон в образе Марса» того же Кановы выглядит... ну, странно.

ЖИВОПИСЬ
живопись этой эпохи мы в основном представляем себе по венецианской. главным художником можно назвать Каналетто, который писал ведуты – городские пейзажи, изображенные с большой правдоподобностью. используя камеру обскура, он мог создавать очень точные изображения. но, глядя на эти картины, мы видим Венецию глазами туриста-романтика, а не местного жителя.

таким образом, все искусство Италии XVIII века стремится придумать, изобрести что-то новое. очень трудно «стоять на плечах гигантов» – быть последователями великих мастеров.
КЮИ-2
Реализм во второй половине ХIХ в
Имена, которые должны приходить в голову, когда вы видите слово «реализм» (сразу оговоримся, что реализм – это не любое искусство, которое похоже на реальность, а направление в искусстве второй половины XIX века):

Оноре Домье – живописец график. Он одним из первых начинает изображать третье сословие, в частности – посетителей театров, простых людей, сидящих в партере. он стремится запечатлеть момент, именно те эмоции и выражения лиц, которые через мгновение поменяются. Злые политические карикатуры Домье публиковались во французских журналах; после публикации карикатуры, изображавшей короля Луи-Филиппа в образе великана-людоеда Гаргантюа, он полгода сидел в тюрьме!

Франсуа Милле – на примере творчества этого художника хорошо видно, какие изменения произошли в искусстве в XIX веке. Сюжет картины становится менее ясным – например, на картине «Анжелюс» изображены крестьяне, которые, склонив головы, слушают вечернюю молитву (картину правильно было бы называть «Ангелус» – это отсылка к первым словам католической молитвы). На рентенограмме картины видно, что изначально Милле хотел поместить на месте корзинки на земле очень однозначную деталь – детский гробик. Милле запечатлевает моменты максимального эмоционального накала.

Густав Курбе – написал «манифест реализма», где заявил, что художник может изображать все, что хочет (в то время, когда во Франции действовала очень авторитетная Академия, а художники-академики считали, что изображать нужно определенные сюжеты, в идеале – исторические, мифологические и библейские), и начал изображать повседневные сюжеты на картинах крупного формата (картина «мастерская художника», которую не приняли на официальную выставку, и Курбе организовал независимую выставку – в то время, когда так еще почти никто не делал).

Эдуард Мане – художник, которого считают одним из родоначальников импрессионизма! Изменения, которые он вносил в традицию в своих картинах, конечно, нравились далеко не всем, и знаменитые сейчас полотна, например, «Завтрак на траве» и «Олимпия» критиковали очень сильно. В Салон (= на официальную выставку, которую организовывала Академия) такую живопись не принимали, поэтому при поддержке императора Наполеона III (он посмотрел на картины, которые не приняли в Салон, и не понял, чем они так страшно отличаются от принятых) была организована большая независимая выставка – Салон отверженных. На ней выставлялись в том числе работы Мане, Писсарро и Сезанна.

Итак:
- художники реализма обращаются к сюжетам, которые раньше почти не изображались и воспринимались как второстепенные, низменные.
- они стремятся изобразить быстро сменяющиеся состояния: передать эмоции, запечатлеть то, что происходит в политике, в общественной жизни.
- они экспериментируют с форматом, изображают сюжеты из повседневной жизни на больших холстах, а исторические, наоборот, на маленьких.

Важно, кстати, что в середине века открывает свои границы Япония, и европейские художники впервые видят японское искусство. дальше мы расскажем о том, как это новое искусство повлияло на сложение стиля таких художников, как Моне и Ван Гог.
КЮИ-1 / 2017-2018
Древний Рим

КЮИ-2 / 2017-2018
Италия XVIII века (часть 1)
Италия XVIII века (часть 2)
Англия XVIII-XIX вв
КЮИ-1 / 2016-2017
Древняя Греция
Средние Века (часть 1)
Средние Века (часть 2)

КЮИ-2 / 2016-2017
Версаль
Европейское искусство XVIII - нач. XIX вв
Англия XVIII - XIX вв
Импрессионизм

КЮИ-3 / 2016-2017
Новая Третьяковка
Мастерская художницы Ирины Марц
Мастерская художницы Милы Маркеловой
Василий Кандинский
КЮИ-1/ 2015-2016
Древний Египет
Месопотамия
Греция
Древний Рим
Византия и раннехристианское искусство
Возрождение в Италии
Северное Возрождение
Италия в XVII в
Испания в XVII в
Фландрия в XVII в
Голландия в XVII в

КЮИ-2 / 2015-2016
Версаль
Сады и парки Италии
Италия в XVIII в
Романтизм
Модерн

КЮИ-3 / 2015-2016
Модерн