Тайная литература средневековья
Расшифровка аудиогида по 26 залу Пушкинского музея от Вики Боровик
Введение

Большинство из нас знают хотя бы несколько литературных произведений, написанных давно. Например, древнегреческие «Илиаду» и «Одиссею», или «Божественную комедию», написанную в XIV веке, в самом начале эпохи Возрождения. Но задумывались ли вы когда-то о том, какая литература была в Средневековье? Была ли она вообще?
Конечно, была. Люди всегда писали тексты. И Средневековье не было исключением. Но о чём писали средневековые авторы? Интересны ли эти тексты современному человеку?
Из этого материала вы узнаете немного о том, какую литературу читали и создавали в Средневековье. Но не только. Мы советуем читать этот рассказ именно в музее, потому что в нём мы постараемся разобраться в том, как литература влияла на другие виды искусства того времени. Прочитав этот материал, вы чуть лучше поймете искусство Средних веков и сможете научиться узнавать некоторые сюжеты и персонажей.
Возможно, вы обратите внимание на вещи, которые раньше не замечали!Начнём мы с героя одного сюжета, который был очень популярен в Средние века и наверняка знаком вам сегодня.


Святой
Иосиф
Если вы зайдете в зал искусства Средних веков со стороны зала древнего Рима, сразу слева от вас будут двери. На них изображены сцены из Библии. Подойдите к ним и присмотритесь.
Чуть ниже одной из ручек в виде львиных голов изображена сцена Рождества — рождения Иисуса Христа. Можете сесть на скамейку перед дверями, тогда эта сцена окажется примерно на уровне ваших глаз.
На рельефе изображены четыре фигуры. Запеленутый человек в правом верхнем углу, похожий на мумию, — это младенец Иисус Христос. В противоположном углу его мать — Дева Мария. Над ней, протягивая руку, стоит Саломея. Она — повитуха, то есть женщина, которая обычно помогала при рождении ребёнка. Четвертая фигура, мужская — Иосиф. Он сидит сбоку и как бы наблюдает за Девой Марией. Иосиф — мужчина, обрученный с Марией, поэтому иногда его называют Обручником. Он вел праведный образ жизни, оберегал Марию — но однажды уехал на работу, а по возвращению обнаружил её беременной.
Иосиф решил, что Мария ему изменила.
В книгах Библии об Иосифе рассказывается только в контексте Рождества. Эти описания довольно сухие и короткие. Они не говорят о событиях жизни Иосифа, не связанных с Иисусом. Но тогда откуда нам известно, кто такой Иосиф? Подробности об Иосифе и его жизни мы можем узнать из апокрифов.

Что же рассказывают об Иосифе апокрифы?
Вот, например, отрывок о том, как Иосиф начал подозревать, что Мария ему изменила:

АПОКРИФ
Религиозный текст о событиях из Библии, не включенный в церковный канон. Апокрифы нельзя было использовать для богослужений — но это не отменяет того, что люди могли в них верить. И они верили.
Шел уже шестой месяц (ее беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел ее беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о девице этой, ибо я привел ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил деву? Не случилось ли со мною то же, что с Адамом? Как тогда, когда Адам славословил (Господа), явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною. И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: Откуда же плод в чреве твоем? Она ответила: Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда.
2:4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
2:5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Евангелие от Луки
Иосифа легко понять: вернувшись домой после долго отсутствия, он выясняет, что его жена беременна. Помимо того, что будущий ребенок не от него, Иосиф обеспокоен и мнением общества.
Дело в том, что, опять же согласно апокрифам, Иосиф и Мария поженились не по любви. В детстве Мария жила при храме, но со временем это стало не очень прилично — женщины в то время не должны были жить без мужа. Прихожане храма решили выдать ее замуж и бросили жребий: кому взять Марию в жены. Роль мужа досталась Иосифу. Он пообещал присматривать за Марией. И вдруг такое! Теперь он зол и, кажется, расстроен.
Эти эмоции и передает поза Иосифа на дверях. Автор опирался на устоявшийся способ изображения Иосифа, сложившийся как раз благодаря апокрифам. «Приунывший» Иосиф представлен в искусстве именно так, потому что в апокрифах он все время сомневается и беспокоится.
Давайте сравним, как одни и те же события из жизни Иосифа описывают Библия и апокриф.
Вот что рассказывает Евангелие от Луки:
Тогда вышло указание от цезаря Августа совершить перепись в Вифлееме Иудейском. И сказал Иосиф: сыновей своих запишу. Но что делать мне с этой девой? Кем записать ее? Женою? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израиля знают, что она мне не дочь. Да покажет день Господень, что будет угодно Господу.
Протоевангелие от Иакова
Мы узнаём, что началась перепись, и Иосиф повел Марию в Вифлеем, откуда он родом.
В апокрифе же уточняется, что Иосиф сомневался и не знал, как записать Марию в переписи:
Во всех этих отрывках видна важная особенность апокрифов: они описывают события из Библии, дополняя их жизненными подробностями, историями о том, что думали и как чувствовали себя герои. При этом апокрифы написаны простым языком. Читатель быстро вникает в суть и лучше воспринимает и запоминает сюжеты, упомянутые в Библии.
Помимо Иосифа, сложные чувства испытывает ещё и Саломея. Она — повитуха, которая не поверила, что Мария родила ребенка, хотя у нее не было отношений с мужчиной, и решила проверить, правда ли это. Саломея также является героиней апокрифов. На этом рельефе она стоит слева от Иосифа, ближе к Марии.
Если вы пройдете к противоположной от дверей стене, немного в сторону от колонны, то напротив чаши, поддерживаемой быками, вы увидете рельеф.
На нем тоже присутствует Иосиф. Узнаете его?
Он как бы «вдавлен» в нишу, заметно его желание скрыться, уйти от взглядов остальных. На рельефе представлено поклонение волхвов — популярный библейский сюжет. Три волхва (мудреца) вскоре после Рождества приходят поклониться младенцу Иисусу Христу. Несмотря на то, что поклонение Волхвов — событие, произошедшее после рождения Иисуса, мы видим, что скульптор обращает наше внимание на «апокрифического» Иосифа — сомневающегося, пытающегося остаться незамеченным.
Мы выяснили, что апокрифы рассказывали средневековым читателям о деталях жизни героев Библии. Но вы, вероятно, знаете, что для христианства важны люди не только упомянутые в Библии, но и те, что жили позже, например святые. Какие тексты рассказывали о них средневековым людям?
Об этом мы поговорим у следующего экспоната. Если сейчас вы стоите у рельефа с поклонением волхвов, пройдите вправо, пока не увидите предмет, похожий на маленький готический собор. Он нам и нужен.
Обойдите раку вокруг. На ней изображены христианские сюжеты, не связанные с историей Гертруды напрямую. Они представлены на раке, так как Гертруда — христианская святая.

Вещь, которая была предназначена для хранения останков конкретной святой, Гертруды Нивельской. Оригинал раки был выполнен из металла и инкрустирован драгоценными камнями. В нашем музее хранится слепок. Эта мощехранительница сделана в форме готического собора — с некоторыми условностями и неточностями в пропорциях.
Обойдите раку вокруг. На ней изображены христианские сюжеты, не связанные с историей Гертруды напрямую. Они представлены на раке, так как Гертруда — христианская святая.
Какие сюжеты вы узнаете? Например, с торца (короткой стороны раки) можно увидеть Деву Марию с младенцем; на длинной стене — распятие Христа. Герои, стоящие по бокам — это разные пророки и святые.
Где же сама Гертруда? Сцены из ее жизни изображены на рельефах на крыше раки. Давайте рассмотрим их, двигаясь к торцу с изображением Марии с младенцем от противоположного торца.
Первое событие — крайнее слева (со стороны стены с рельефом с поклонением волхвов). Десятилетняя Гертруда идет против желания своего отца, отказывается выходить замуж за богатого и знатного жениха и заявляет, что хочет посвятить свою жизнь Христу. Следующее событие — передача под руководство Гертруды аббатства в Нивеле, которое основала ее мать, святая Итта. Далее Гертруда стоит на коленях у престола — ее постригают в монахини. Центральное событие разделено на две части. На одной — монахини, среди которых есть и Гертруда, на другой — люди, которым нужна помощь. Это важное изображение. Гертруда была известна как раз тем, что всячески помогала нуждающимся: молилась, жертвовала деньги, исцеляла больных. Последнее событие на этой стороне раки — сцена захоронения ирландского монаха Фоллиана, близкого Гертруде человека, который погиб от рук дорожных разбойников.
На второй стороне крыши (той, что с фигурой Гертруды в центре) изображены чудеса, произошедшие после смерти Гертруды. Например, Гертруда являлась после смерти и потушила пожар в монастыре своим плащом; отмолила рыцаря, продавшего душу дьяволу; спасла утонувшего мальчика.
Но Гертруда жила в VII веке. А значит, в Библии история ее жизни точно не могла быть описана, ведь Библия рассказывает о куда более ранних событиях.
Тогда откуда мы все это знаем?

О христианских святых существует множество легенд. Легенды рассказывают о благодеяниях и чудесах. Благодаря знанию легенд автор раки святой Гертруды может прославить святую, показать, что она совершала добродетельные поступки в течение всей жизни и чудеса после смерти.
Стоит отметить, что значение слова «легенда» в Средневековье отличается от значения этого слова сейчас. Для нас с вами «легенда» — это рассказ о чем-то, чего в реальности не было. В то время это рассказ о святых, который слушатели и читатели считали правдой.
Жанр христианской легенды включает в себя рассказ о святом и событиях его жизни. Легенды часто делятся на две части: жизнеописание и посмертные чудеса. Не напоминает ли вам что-нибудь эта концепция?
Рельефы на раке делятся на две части по такому же принципу. То есть, композиция легенд о святых повлияла на то, как были размещены на раке события из жизни Гертруды.
Легенды о святых можно почитать и сегодня. «Золотая легенда» Иакова Ворагинского — самый известный сборник средневековых легенд о христианских святых. Автор писал эту книгу в помощь священникам, чтобы они могли готовить проповеди на дни памяти того или иного святого; легенды о святых там расположены в соответствии с календарем церковных праздников и дней памяти святых. Изначально «Золотая легенда» была написана в XIII веке на латыни. Но на данный момент есть уже два перевода на русский язык. А еще в Пушкинский.Youth есть одноименное занятие, которое ведет куратор Саша Бакун, почитать подробнее можно здесь.
Рака Гертруды являлась, по сути, мемориалом. Предназначенная для хранения мощей, она напоминала людям о важности святой. Вообще многие произведения средневекового искусства должны были напоминать людям о важности каких-то событий. Еще одно находится за ракой. Это так называемый колодец пророков. Если вы стоите с той стороны раки, на которой изображены чудеса Гертруды, вы смотрите прямо на него.
Вы знаете, что христианская Библия состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов.
Кто такие пророки?
Пророком в религиозном смысле считали человека, который «был на связи» с Богом и мог пересказывать другим людям Божью волю.
Все пророки, изображенные на колодце — ветхозаветные. То есть, об их жизни рассказывает Ветхий Завет. События Ветхого Завета описывают события от сотворения мира до рождения Иисуса Христа, Нового Завета — после рождения Христа. Поскольку для христиан явление Христа — важнейшее событие, они считают, что пророки, жившие задолго до рождения Христа, предсказывают его пришествие.
Итак, «колодец» окружают монументальные скульптуры пророков — героев Ветхого Завета, которые были в курсе того, чего хочет Бог и, по мнению средневековых христиан, предсказывали пришествие Христа. Обратите внимание, что каждый из пророков держит в руках свиток с текстом. Это и есть их пророчества.
Пророки выглядят печальными, над ними находятся не менее печальные ангелы. Что случилось? Почему они горюют?
Возможно, их пророчества объяснят, что их опечалило.
Например, пророк Даниил. Его голова повернута в сторону, лицо выражает недовольство и досаду. Он изображен с короткой бородой, на нем характерный мягкий головной убор. Рукой он указывает на развернутый свиток с текстом. Что может быть написано на свитке? Например, такие слова:

Немного странное название, не так ли? Что это значит: колодец пророков? «Колодцем» этот предмет назвали не сразу. Воду из него не черпали. В чем заключалось его предназначение, мы поймем чуть позже.
И по истече­нии шестидесяти двух седмин пред­ан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище раз­рушены будут народом вождя, который при­дет, и конец его будет как от наводне­ния, и до конца войны будут опустоше­ния.
Христиане считали, что Даниил говорил о смерти Иисуса и последствиях, которые она за собой повлечет. Конечно, когда его слова подтвердились, он не может с этим справиться.
Кстати, Даниил говорит «Христос» задолго до рождения Иисуса, потому что в древности была традиция — при назначении на должность мазать маслом правителей и священников. Слово «Христос» по-гречески значит буквально «помазанник», тот, кто будет править, будущий царь. По итогу, Христос — это прозвище Иисуса, придуманное первыми людьми, которые поверили, что он сын Бога и Царь мира.
Возвращаясь к колодцу, обратим внимание на царя Давида. Его можно узнать по короне на голове. Давид держит в левой руке раскрытый свиток. Какое пророчество могло так повлиять на эмоции Давида? О чем он писал?
… псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
Христиане и иудеи считают, что псалмы — стихотворные молитвы, — написал Давид. Кстати, поэтому на некоторых изображениях он держит в руках лиру — намек на то, что он писал стихи и сам исполнял их под музыку.Этот псалом можно понять как переживание Давида о своих страданиях и гибели. Он представлял, что будет распят на кресте, видел, что можно будет «перечесть все кости его». Но то, о чем беспокоился Давид, стало реальными страданиями Иисуса Христа. На колодце Давид горюет о предсказанной им смерти Христа.
Изначально колодец пророков был постаментом (подставкой) под скульптуру с изображением распятия. Она не сохранилась до наших дней, но смысл понятен: пророки скорбят, потому что смотрят на распятого Христа.
Средневековые люди считали, что Давид, Даниил, Захария, Иеремия, Исайя, Моисей — все пророки, изображенные на колодце, — предсказывали смерть Иисуса. И теперь они скорбят, так как их пророчества сбылись: Иисус должен быть распят.
Итак, Библия обычно делится на две части: Ветхий Завет описывает события от сотворения мира до рождения Христа, Новый Завет — события после рождения Христа. Поскольку средневековым христианам было важно показать, что Христос — Царь мира и самый настоящий Бог, они искали прообразы — события из Ветхого Завета, у которых есть аналогии в последующих книгах Библии. Прообразы как бы наталкивают человека на мысль о том, что истории и сюжеты Нового Завета не появились сами, они были предсказаны ранее. Если предсказания о Христе были всегда — это доказывает важность пришествия Христа.
Средневековые люди не просто искали прообразы. Существовал целый жанр литературы, в которой события из Ветхого и Нового Заветов сопоставлялись.

В первой половине XIV века была написана книга «Зер­цало человеческого спасения». Это иллюстрированный текст, построенный по прообразовательному принципу, то есть принципу прообразов. Для каждого важного события Нового Завета автор нашел в Ветхом целых три прообраза. Возможно, поэтому в названии и упоминается слово «зерцало» (то есть, зеркало) — ведь события Нового Завета буквально отражаются в Ветхом. Изначально текст был написан в стихах на латыни.

К сожалению, почитать «Зер­цало», если вы не знаете латыни, нельзя. Но можно погуглить это название, и вам выпадут иллюстрации к этой книге. Например, Христос, который воскресает и вскрывает крышку собственного гроба, сравнивается с ветхозаветным силачом Самсоном, который сломал колонны, на которых держалась крыша здания, куда его привели враги.

В зале музея мы уже замечали и «приунывшего» Иосифа, и откровенно печальных пророков. Есть ли в Средневековье вообще веселые персонажи? Обернитесь к стене, и вы узнаете ответ.

Speculum Humanae Salvationis HS 2505. Северо-Западная Германия. Ок. 1360
Искуситель и дева
Зачем были созданы эти скульптуры? Где их размещали и с какой целью?
Подобные сцены могли размещать на фасадах соборов в качестве поучительных историй. Средневековые люди, видя изображение этой пары, сразу понимали, что их поведение неправильно, грешно.
Но что в них такого, спросите вы? Мужчина и женщина общаются и улыбаются друг другу. Разве это плохо?
По сути, мужчина соблазняет женщину. Жестом руки он как будто предлагает ей деньги, а она уже начинает расстёгивать платье.
На первый взгляд, мужчина очень опрятен, его волосы аккуратно уложены, на голове корона. Но подойдите к нему сбоку и посмотрите на его спину. Что вы видите? Это жабы и змеи! Они ползут прямо по телу мужчины.
Это отсылает нас к еще одной книге Библии: Откровению Иоанна:
И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам
Этот мужчина — это не герой конкретной библейской истории, у него нет биографии и имени. Это обобщенный образ, так называемый Господин Мира или Господин Тьмы [Prince of the World или Prince of Darkness]. Его буквально поедают жабы и змеи. Они — символ греха, гордыни, скрытой за прелестным обликом. Кстати, у Князя Мира есть аналогичный женский образ — Госпожа Мира.
Авторы, изображая подобные сюжеты, располагали фигуру персонажа на соборе так, чтобы его разлагающаяся спина была видна лишь немного и с определенной стороны. Так этот образ производил еще более сильный пугающий эффект.
Итак, мы видим, что средневековые авторы не ограничивались тем, что внимательно читали Библию, иллюстрировали ее и сопоставляли эпизоды Нового Завета с Ветхим. Иногда одной обобщенной фразы про «духов нечистых, подобных жабам» было достаточно, чтобы в изобразительном искусстве возникла целая история.
Кстати, жаб и змей могли изображать не только на морализаторских скульптурах вроде искусителя и девы, но и, например, на надгробиях. Транзи — поздний средневековый тип надгробия. Некоторые транзи просто реалистично изображали тело умершего человека: худое, похожее на скелет; но иногда скульпторы дополняли этот образ изображениями жаб, змей и червей. Недвусмысленное напоминание: мы все умрем, позаботься о своей душе до того, как тебя съедят жабы.
Надгробие Франсуа I де ла Сарра. XIV в. Часовня Сент-Антуан в Ла Сарра, Швейцария
Источник
В «Путешествии по Уэльсу», тексте конца XII века, Джеральд Уэльский рассказывает о жабах жуткую историю. Юношу преследовало множество жаб, его друзья всячески помогали ему от них скрыться. Но в итоге жабы съели его, не оставив ничего, кроме скелета.
Немецкая аббатиса Хильдегарда Бингенская в «Книгах простой медицины» [«Liber simplicis medicinae»] (XII век) писала: так же, как опасные ветры несутся с молниями, громом и градом, [жаба] обладает дьявольским искусством.
В произведении «Жизнь и чудеса святого Вильгельма Норвичского» [«Life and Miracles of St William of Norwich»] (вторая половина XII века) присутствует сцена о влиянии жабьего яда на человеческий организм:
Немедленно яд расползся по конечностям каждого, и все они распухли таким чудесным и ужасным образом, что любой человек, увидевший их, был бы уверен, что их кожа должна лопнуть.
Яд пропитал их насквозь, и жизнь была принесена к дверям смерти.

Даже этих историй достаточно, чтобы понять: жабы — это зло, с которым не стоит связываться. Кажется, с жабами и их значениями мы разобрались. А что с другими животными? Существовали ли какие-то тексты о них? Что в них было написано? Рассмотрим эти вопросы в следующем, заключительном пункте.
Про львов
В этой части гида мы не будем говорить об определенных предметах из зала, поэтому вы можете расположиться на скамейке между колодцем пророков и искусителем и девой. Или на любой другой.
Осматривая экспонаты, заметили ли вы, какие животные встречались вам особенно часто? Львы. Именно львов мы видели на ручках дверей у входа в зал. На львах стоят колонны кафедры слева от раки святой Гертруды. А еще маленькие львы поддерживают надгробие епископа Эврарда Де Фуйуа справа от колодца.
При этом у большинства львов очень страдающее выражение морд. Некоторые даже пугают.
Средневековые тексты не всегда могут объяснить нам значение конкретного льва, но они могут дать нам общее понимание того, что значило изображение льва для средневекового человека.
Некоторые характеристики льва мы можем узнать из «Физиолóга». Это труд, описывающий свойства растений, животных, камней. «Физиолóг» был сочинён между II и IV веками нашей эры на греческом языке. Особенность этого текста в том, что каждому свойству природных объектов автор находит христианское объяснение. Например, он пишет о том, что лев запутывает следы и заметает их хвостом, чтобы его не нашли охотники — и сразу добавляет, что лев делает это как Христос, который скрывал от людей свою божественную сущность.
Также о львах упоминается в «Этимологиях» Исидора Севильского. Это энциклопедия, написанная в VII веке, о самых разных вещах, значение которых автор объясняет с помощью происхождения их названий. Например, слово «лев» он переводит как «царь». Как и «Физиолóг», этот текст не научный в современном смысле. Его автор был средневековым христианином и какие-то факты заимствовал из «Физиолóга».
Заключение
На протяжении всего гида разные виды литературы помогали нам понять значение средневековых экспонатов, заполнить пробелы.
Во многих случаях литература описывала героев Библии и святых — это помогало художникам и скульпторам создавать устоявшиеся образы героев, о которых говорится в текстах.
Но не все предметы средневекового искусства — это буквальные иллюстрации к Библии. Иногда влияние религии раскрывается в самых неочевидных на первый взгляд текстах. Например: бестиарии, вроде бы просто рассказывающие о животных, на самом деле осмысляют окружающий мир через религию. Сюжеты, интерпретации, общий замысел большинства трудов существуют в рамках христианской картины мира их авторов. Как следствие — огромная важность Библии для понимания искусства того времени. Короче говоря, без текста Библии мы бы не поняли, из-за чего плачут пророки на колодце, чему улыбаются искуситель и дева, и так далее.
Подводя итог: намного легче понять искусство, если читать. Не только литературу об искусстве, но и тексты, которые читали или писали в период его создания. Это может сделать странные и непонятные произведения искусства яснее и интереснее.
Надеемся, что наш гид вам в этом помог. Если эта тема вам интересна, переходите в наши соцсети и ищите нас там.
Аудиогид
Тайная литература Средневековья