Художник, позже получивший прозвище Лоррен, родился в герцогстве Лотарингия (Lorrain) на территории современной Франции. Мальчик происходил из крестьянской семьи и рано остался сиротой. Клода вырастил старший брат – резчик по дереву. Он же начал обучать Клода рисунку.
В 13 лет юноша едет в Италию, где поступает в подмастерья барочного живописца Агостино Тасси. Следующие 12 лет он проживет в Италии, обучаясь основам живописи и архитектуры. Вернувшись во Лотарингию, Лоррен работает вместе с придворным живописцем герцога Лотарингского и пишет фрески.
В 27 лет Лоррен возвращается в Италию и окончательно селится в Риме. Здесь художник становится известным как пейзажист. Ему даже предлагали стать ректором Академии св. Луки (римская Академия художеств), от чего он отказался, предпочитая полностью посвятить себя творчеству. Жанр пейзажа не был в почете среди художников Академии – но был популярен среди заказчиков. Среди ценителей творчества Лоррена были испанский король Филипп IV и папа римский Урбан VIII.
Похищение Европы 1655
Миф о похищении Европы был популярен у художников от Ренессанса до модерна!
Картина иллюстрирует миф о финикийской царевне Европе, обладавшей поразительной красотой. Во время одной из прогулок с подругами, девушка была замечена Зевсом, который тут же возжелал похитить прекрасную царевну. Бог обратился в чудесного белоснежного быка, на лбу у него горело серебряное пятно, подобное сиянию луны, а золотые рога были изогнуты как молодой месяц. Очарованная красотой животного Европа обнимала и гладила быка, который специально ложился у её ног, заманивая девушку к себе на спину. Поддавшись, она забралась на быка, который тут же унес ее в море. Европа в страхе звала подруг, но животное мчалось от них всё дальше и дальше. Так девушка попала на остров Крит, где Зевс принял свой истинный облик. У Европы и Зевса родились сыновья, один из которых, Минос, стал правителем Крита. С ним будет связана история Минотавра и Тесея.
Битва на мосту 1655
Сюжет этой картины – реальное историческое событие.
Битва у Мульвийского моста произошламежду императорами Максенцием и Константином 28 октября 312 года. Это событие из римской истории. В 306 году Максенций узурпировал власть. Шесть лет борьбы между ним и наследником предыдущего императора, Константином. Она закончилась на Мульвийском мосту победой Константина. В его правление, в 313 году, христианство станет официальной религией Рима.
Пейзаж, только пейзаж
Посмотрите на эти полотна. Мы разобрались в сюжетах картин – но разве эти сюжеты важны для художника? Нет, эти человеческие фигурки просто стаффаж – второстепенные изображения людей или животных в пейзаже. Главный герой картины – природа.
Одним из высокопоставленных заказчиков Лоррена был Фабио Киджи, позже ставший папой римскимАлександром VII. Александр VII не особенно интересовался церковными и политическими делами. Его больше увлекало развитие культуры: философии, литературы и искусств. По его личным проектам Рим наполнялся барочной архитектурой. Александр VII собирал коллекции живописи и литературных произведений. Именно он заказал у Клода Лоррена «Похищение Европы» и «Битву на мосту».
До нас дошел дневник Лоррена, где он скрупулезно составлял списки заказов. В нем указано и имя заказчика, и размер гонорара – 225 скуди.
Через 12 лет Александр XVII умер. Его коллекции перешли наследникам, а через 100 лет кто-то из них продал картины Лоррена князю Николаю Борисовичу Юсупову.
Папа Александр VII
1599 – 1667
Князь Николай Борисович Юсупов 1750 – 1831
Князь Николай Борисович Юсупов, наследник старинного рода, служил в коллегии иностранных дел. Служба позволяла ему часто отправляться заграницу и собирать произведения искусства для коллекции царской семьи.
Впервые в большое европейское путешествие князь отправился в 24 года. Он обучался в университете Лейдена, был знаком не только с первыми лицами государств, но и с видными деятелями искусства. И собрал прекрасную коллекцию редких книг, картин и рисунков.
Биография картин
1798 – князь Юсупов приобретает картины у наследников Александра VII
Картины находятся сначала в Москве, затем в пригородной усадьбе князя Архангельское, в конце концов оказываются в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
1919 – коллекция Юсуповых национализирована. Дворец на Мойке превращен в Музей дворянского быта
1924 – 1925 – музей упраздняется за несоответствие задачам воспитания пролетарской молодежи. Картины перемещаются в Государственный Эрмитаж
1927 – после перераспределения коллекций картины попадают в Москву, в Государственный музей изящных искусств –будущийГМИИ им. А.С. Пушкина (в смысле, его назовут в честь Пушкина только через 10 лет)
Сейчас полотна можно найти в 21 зале Главного здания музея