Этьен Фальконе
Амур
История экспоната
Этьен Морис Фальконе
1716 – 1791

Ранние работы мастера сочетали в себе сложность барокко и ясность классицизма. Французская Академия изящных искусств принимала его работы сдержанно. Однако, созданные в модном стиле рококо скульптуры Фальконе начинают пользоваться огромной популярностью среди высшего света и даже королевского двора.


Амур
Копия Императорского Фарфорового завода
Амур, Эрот (Эрос) или Купидон – античный бог, создающий саму любовь в сердцах людей. О его происхождении нет однозначного мнения – как нет ответа, откуда появляется любовь.

Некоторые мифы утверждают, что Амур – начало всей жизни. Он – порождение Неба и Земли, объединивший разрозненные первоначала всех вещей, из которых возникли все одушевленные земные существа.

Другие говорят о нем как о сыне богини красоты, Афродиты, и Ареса, бога войны. Родители дали ему двойственную сущность: счастье или страдание.
«Амура» Фальконе заказала маркиза де Помпадур, фаворитка короля Людовика XV.

Очаровав короля с первой встречи, Жанна-Антуанетта Пуассон получает от него в подарок титул маркизы де Помпадур вместе с замком около Версаля. Острый ум, обширные знания и расположение короля позволяют фаворитке получить огромное влияние и власть.

Маркиза добивается выделения из казны огромных бюджетов для поддержки искусства и науки. Она организует собственный литературный салон, где собирается весь высший свет и интеллигенция Парижа.

Маркиза де Помпадур
1721 – 1764
Впервые небольшая терракота Фальконе, изображающая Амура, выставлялась на Парижском Салоне – Главной выставке художников Французской Академии, – 1755 года. После этого маркиза Помпадур заказала скульптору мраморную копию в натуральную величину, которая была установлена во дворце Бельвю, а затем и экземпляр для своей парижской резиденции.

Скульптура имела огромный успех. Она многократно копировалась и самим скульптором в мраморе, и различными фарфоровыми мануфактурами.

Копия, хранящаяся в Пушкинском музее, была выполнена на Императорском Фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.
Биография скульптуры
Изначально скульптура принадлежала купцу и коллекционеру Дмитрию Ивановичу Щукину.

Он не продолжил дела отца-фабриканта, посвятив жизнь собиранию искусства. В этом он не был одинок – в семье Щукиных коллекционированием занимались еще пятеро братьев. Дмитрий Иванович выделялся даже среди них, прекрасно разбираясь в искусстве и находясь в дружеских отношениях с музеями, коллекционерами и учеными всей Европы. В его владении находились более ста пятидесяти полотен, около пятидесяти бронзовых скульптур, гравюры, рисунки и скульптуры.

Дом Щукина в Москве представлял собой настоящий музей. Но коллекционер никогда не стремился спрятать – только обладать. Еще при жизни он передавал особо ценные полотна в музеи и завещал после смерти передать свою коллекцию московским музеям. Однако владения Дмитрия Ивановича перешли государству еще при его жизни.

После революции имущество Щукина было национализировано, а в его доме основан музей. Однако через несколько лет музей был закрыт и все произведения перемещены в Государственный музей изящных искусств (в будущем – ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Но Щукин не покинул свою коллекцию. Он был назначен хранителем итальянского отдела, а также избран членом ученого совета музея.

Дмитрий Щукин (1855 – 1932)
«...в месяц может на свое собрание истратить больше, чем многие другие в год»