КЮИ
МНОГОЗАДАЧНОСТЬ


КЮИ – это не только лекции, семинары, проекты и мероприятия.
КЮИ – это четыреста человек, которые общаются, любят слушать музыку и читать книги, у которых есть любимые места в городе и любимые произведения искусства.
ЧТО ЭТО?

Каждую неделю #кюишники делают списки рекомендаций фильмов про искусство, собирают неизвестные факты об известных экспонатах музея, задают лекторам вопросы, которые волнуют каждого юного искусствоведа, проводят соцопросы посетителей музея и выбирают выставки, на которые остальным другим кюишникам было бы интересно сходить.
Каждую неделю выполняется одновременно семнадцать заданий – по числу групп.

Сделанные задания мы будем выкладывать под хэштегом #кюи_многозадачность.
Переходите по хэштегу, чтобы узнать что-нибудь неочевидное про музей и искусство в нем и получить хороших рекомендаций книг, фильмов и интернет-ресурсов об искусстве из первых рук.

1
2
3
В воскресном плейлисте мы собрали песни, в текстах которых упоминается запретный плод
Большинство авторов текстов, кстати, считает, что запретный плод – это любовь. Мы считаем, что это еще очень много что. Например, отдых. Или Агрессия. Или кофе.
1. Elvis Presley, The Jordnaieres - Adam and Evil
2. The Band - Forbidden Fruit Remastered 2001
3. Nina Simone - Forbidden Fruit 2004 Remaster
4. Bob Dylan - Where Are You Tonight? (Journey Through Dark Heat)
5. Peter, Paul and Mary- For the Love of It All
6. Deep Purple - Picture of Innocence
7. Portishead- Sour Times
8. Depeche Mode - Walking in My Shoes
9. Imagine Dragons feat. Kendrick Lamar - Radioactive
После лекции об искусстве первых веков христианства кюишники первого года обучения составили новый плейлист
В нем есть средневековая музыка, современная музыка на тему и один анахронизм, то есть, не средневековая музыка, которую при этом можно перепутать со средневековой (Hozier не притворяется средневековым музыкантом). Это ренессансная сюита для лютни. Как она здесь оказалась? Послушайте и поймете.

1.Libera - Benedictus Deus
2. Stirps Iesse, Enrico De Capitani - Ave Maris Stella
3. Hozier - Take Me To Church
4. Наутилус Помпилиус - Прогулки по воде
5. Frank Sinatra - Silent Night Holy Night
6. Jeff Buckley - Hallelujah
7. лютневая музыка эпохи Возрождения - сюита для лютни «Канцона и танец»
8. Церковный хор - Херувимская песнь
9. Хор Мелóди - Агни Партене
В этом сезоне кюишники второго года обучения собрали к первой лекции кюишников-новичков. Идти осенью на лекцию про древнеегипетское искусство уже довольно холодно, можно и the neighbourhood послушать.
1. Наутилус Помпилиус - Тутанхамон
2. Louis Armstrong - Go Down, Moses
3. The Neighbourhood - Sweater Weather
4. Ed Sheeran - Autumn Leaves
5. египетская - фараон
#кюи_films_1
it's cold outside: кино для длинного зимнего вечера

Кюишники собрали для вас список [мульт] фильмов, которые можно посмотреть длинным зимним вечером, когда утром никуда не надо идти.
«Дэннис – мучитель рождества» (2007)
Дэннис-мучитель, он же Деннис-непоседа (в оригинале в рифму: Dennis the menace) – маленький мальчик из американского комикса, а также нескольких фильмов и мультсериала. Дэннис (как понятно из названия) постоянно шалит и озорничает, попутно лишая покоя своих родителей и соседа мистера Уилсона.
В этом фильме, последней из снятых на данный момент адаптаций комикса, Дэннис не дает мистеру Уилсону спокойно провести Рождество. Фильм внезапно оказывается кроссовером с «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса – и, как и она, заканчивается хэппи-эндом.
«Полярный экспресс» (2004)
В этом мультфильме мальчик, который не верит в Санта Клауса, садится в поезд, который ночью останавливается прямо на улице перед его домом. Поезд едет на Северный полюс, к Санта Клаусу. Этот мультфильм для вас, если вы любите Тома Хэнкса: он сыграл в нем пятерых (!) персонажей. 3D-анимация – это очень удобно: Том сыграл маленького мальчика, которого потом нарисовали по его детским фотографиям, а озвучил другой актер.
Режиссер фильма – Роберт Земекис. Он снял фильмы, которые вы наверняка и так смотрите зимними вечерами: все части «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера?» и «Форрест Гамп».
«Рождественское чудо Джонатана Туми» (2007)
Мальчик с матерью переезжают в деревню – дом в городе пришлось продать, когда отец мальчика погиб на войне. В деревне живет человек по имени Джонатан Туми. Он занимается резьбой по дереву, и он тоже потерял близких, жену и ребенка. Мать заказывает ему вертеп. Пока Туми вырезает вертеп, мальчик приходит посмотреть, как он работает, и сам начинает учиться резьбе по дереву. Этот заказ сближает двух персонажей и помогает им пережить горе.

...а еще там есть маленькая Сирша Ронан!
«Гринч – похититель рождества» (2001)
Ок, вы все наверняка знаете этот фильм. Но знаете ли вы, что это первый полнометражный фильм по мотивам книг Доктора Сьюза? Неудивительно – Доктор Сьюз писал короткие абсурдные детские рифмовки (например, такие). Так что оригинальный сюжет пришлось сильно изменить.
Посмотрите этот фильм в оригинале, если любите абсурдную поэзию на английском и хотите увидеть Джима Кэрри в зеленой силиконовой маске и уродливом рождественском свитере.
«Секретная служба Санта Клауса» (2011)
Главный герой этого мультфильма – Артур, младший сын Санта Клауса. Санта – глава секретной службы, которая отвечает за то, чтобы все дети на земле получили свои новогодние подарки. Артур хочет передать подарок девочке, которая его не получила из-за ошибки работников службы.
Этот мультфильм тоже смотрите в оригинале: главного героя озвучивает Джеймс Макэвой (Чарльз Ксавье из приквел-трилогии «Люди Икс»), его старшего брата – Хью Лори ("Доктор Хаус"), их отца – Джим Бродбент (Слизнорт из «Гарри Поттер»), его отца – Билл Найи (тот самый стареющий рок-н-ролльщик из «Реальная любовь»).
«Рождественская пятерка»
Это ли не самый милый новогодний фильм, который когда-либо был снят? Пятеро щенков не могут понять, что за праздник рождество, но в итоге помогают Санта Клаусу и его псу САНТА ЛАПУСУ развезти подарки.

До конца праздников вы еще можете успеть посмотреть всю серию фильмов про пятерку: в разных фильмах серии они летят в космос, ищут клад и получают суперспособности…
#кюи_films_2
Ребята сделали подборку фильмов про художников.

Общая тема – страдания, конечно! и сила, и преодоление. Герои фильмов страдают от боли, подвергают себя опасности, стремятся к цели, несмотря на неудачи, и пишут картины, зная, что эти картины могут быть их последними.

Самое то для холодного вечера посередине недели, когда еще нужно дожить до каникул.
«Фрида» (2002)

Картины Фриды Кало производят неизгладимое впечатление. А что насчет картины жизни мексиканской художницы: противоречивой, сюрреалистичной, хрупкой и твердой, такой же, как и ее картины? Рожденные в страдании, но беспрестанно взывающие к жизни, пропитанные мексиканской культурой и глубокими переживаниями художницы, картины, как и фильм, вызывают неоднозначные чувства. Через слезы горечи рождается простая и прекрасная правда жизни, воплощенная в полотнах Кало.
«Ахиллес и черепаха» (2008)
Парадокс Зенона: бегущий Ахиллес никогда не сможет догнать ползущую черепаху, если она начала путь первой. Это — главная мысль фильма.
Маленький Матису любит рисовать и подаёт большие надежды в живописи. Его родители обанкротились и покончили жизнь самоубийством, мальчик стал сиротой, но, несмотря на все трудности, шел к своей цели быть признанным художником. Он взрослеет, но не находит своего зрителя — всем хочется абстракции, экспрессионизма, современности. Художник гонится за всеобщим признанием, подражает картинам знаменитых мастеров и всегда остается на втором плане. Пройдя бедность, потеряв друзей, сойдя с ума и практически не заметив смерти дочери, он все-таки приходит к истине и находит признание.
«Марина Абрамович: в присутствии художника» (2012)
Документальный фильм о жизни Марины Абрамович — одного из самых известных лиц такого скандально известного направления в искусстве, как перформанс. Марина называет себя «бабушкой перформанса», на что у неё есть все основания — внимание на себя она обратила ещё в 1974 году и по сей день поражает зрителей своей стойкостью к физическим страданиям и боли, непоколебимостью перед осознанным изувечиванием собственного тела, используемого в качестве главного арт-объекта.
Самым известным и, пожалуй, самым опасным для её жизни стал перформанс «ритм 0». Художница находилась в помещении с множеством разных предметов — от перышка до заряженного пистолета, — и зрители могли как угодно использовать эти предметы и взаимодействовать с ее телом.

Фильм, который мы советуем, посвящен перформансу «В присутствии художника». Во время перформанса Марина Абрамович устанавливала зрительный контакт с любым желающим посетителем выставки. Результат? Очень сильное эмоциональное воздействие на обоих. Перформанс проводился на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке и длился около трех месяцев. За это время Марина 736,5 часов провела, неподвижно сидя на стуле. Она смогла воспринять и поделиться эмоциями более чем с тысячей посетителей.
«Последний портрет» (2017)
Написать портрет — дело не легкое. Альберто Джакометти пишет больше двух недель и не заканчивает работу. Он пишет свой последний портрет — портрет критика Джеймса Лорда*.

Место действия — Париж 1960-х. Атмосфера, которая создается, пока ты смотришь фильм, неповторима и легка. Музыка, рестораны и кафе. Каждая мелочь кажется осмысленной.
Джеймс Лорд восхищается Джакометти и пишет о нем статьи. Джакометти пишет Лорда. Они сближаются, общаются, развлекаются — не забывая о работе. Лорд приехал из Америки — он хочет вернуться обратно, но незаконченный портрет заставляет его переносить дату отъезда. Джакометти умирает, так и не дописав портрет. Картину перевозят в США.

Фильм интересен тем, что хоть он и биографический, он показывает лишь отдельный момент жизни творца, последний отрезок его жизни.

*фильм был снят по мотивам книги Джеймса Лорда.

#кюи_books
Ребята составили для вас список очень разных книг об искусстве.
Н.В. Гоголь – «ПОРТРЕТ»
Если вы еще не проходили эту повесть в школе на уроках литературы – прочтите, если уже проходили – перечитайте. Попробуйте найти в ней все упоминания знаменитых художников и определить, кто написал «красные и голубые пейзажи, которые показывают притязание на высший шаг искусства, но в котором выразилось все глубокое его унижение», «мужчиков и ландшафтики», и о ком Гоголь пишет, что они «усовершенствовались» в Италии. В общем, двадцатичетырехлетний Гоголь неожиданно оказался юным искусствоведом.
Донна Тартт – «ЩЕГОЛ»
Книга, названная в честь картины художника XVII века Карела Фабрициуса, рассказывает о похищении этой самой картины. Она собирает все клише историй про искусство: взрыв в музее, похищение шедевра, главный герой, который зарабатывает на жизнь, продавая подделки, и картина, которая смотрит прямо в душу... но получается не банально, правдоподобно и по-хорошему эмоционально.
Пьер Байяр – «ИСКУССТВО РАССУЖДАТЬ О КНИГАХ, КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЧИТАЛИ»
Главная идея автора – вариантов знакомства с книгой больше, чем «читал/а / не читал/а». Мы читаем по диагонали и не дочитываем книги. Иногда мы забываем прочитанные книги. А еще есть книги, которые знают все, поэтому и мы знаем, о чем они, даже если не читали их. И это не плохо, этим надо уметь пользоваться. автор знает, о чем говорит – он вообще-то преподает в университете, вот уж где нужно много говорить о книгах, которые иногда никто из говорящих не читал.
Благодаря этой книге в прошлом году появился кюишный книжный клуб.
М.А. Булгаков – «КАБАЛА СВЯТОШ» и «ПОЛОУМНЫЙ ЖУРДЕН»
Театр в театре: в обеих пьесах актерам нужно было играть актеров труппы Мольера, которые, в свою очередь, играли бы одну из мольеровских пьес. Вот уж действительно говорить прозой.
Кстати, Булгаков, помимо этих двух пьес, написал биографию Мольера, которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей» и до сих пор продается.
В.П. Аксенов – «ТАИНСТВЕННАЯ СТРАСТЬ»
Булгаков сделал персонажами пьесы современников Мольера, а Аксенов – своих современников. Правда, под вымышленными именами. Сможете ли вы угадать, кто под ними скрывается? Эти люди – поэты-шестидесятники, и все они еще совсем недавно создавали искусство. А автор сделал искусством их самих.
Умберто Эко – «ИМЯ РОЗЫ»
Действие романа происходит в средневековом монастыре – и хотя сложно представить себе и так построенный монастырь, и портал собора с уникальными, ни на какой другой портал не похожими сюжетами, и такую манеру повествования у монаха в XIV веке, все равно понятно, что Эко любит Средние века и средневековое искусство больше всех писателей вообще.
#кюи_interview
Мы решили брать интервью у наших преподавателей с целью узнать, почему они занимаются искусством.
КЮИ: как бы вы описали себя в двух словах?
лектор: я могу подготовиться? (смеется) с профессиональной точки зрения? искусствовед, влюбленный в свою профессию, мне кажется, так.

когда и как вы заинтересовались искусством?
я решила стать искусствоведом только в выпускном классе – до этого я хотела быть филологом, потому что мечтала писать. вообще писателем стать хотела. но у меня была подруга, которая поступала в МГУ на историю искусства. мы дружили, сидели с ней за одной партой, и она очень хотела, чтобы она и я учились вместе. она убедила меня, что настоящий писатель не заканчивает филфак, что лучше мне закончить историю искусства, потому что потом я буду много путешествовать по миру, узнавать людей, а это важно для писателя. в общем, я поступила на истфак МГУ. при этом мы, к сожалению, вместе не доучились – она закончила РГГУ.

какое искусство вам в то время нравилось? с тех пор предпочтения изменились?
собственно, первое мое любимое произведение искусства – это ее любимое произведение искусства. в девятом классе мы с ней вместе пошли в Третьяковскую галерею, и она показала мне свою любимую картину – «над вечным покоем». эта картина долго была моей любимой. сейчас это изменилось, потому что сейчас у меня нет одного любимого произведения искусства, их довольно много. я даже не знаю, что я люблю больше: Сикстинскую капеллу, расписанную Микеланджело, архаических кор... мне кажется, я все люблю.

дайте кюишникам совет.
читайте, конечно!

что почитать?
сегодня я упомянула Керама («боги, гробницы, ученые», Курт Вальтер Керам, – прим. КЮИ) – она совершенно замечательная, потому что написана таким легким языком, как маленькое приключение. мне кажется, в школьном возрасте приятно читать какие-то такие приключенческие книги. мне в школе очень нравился такой Антонин Ладинский – у него есть исторический роман «в дни Каракаллы». или, например, «глиняный конверт» Ревекка Рубинштейна. то есть всякое такое я читала. а больше читайте, больше времени проводите в библиотеке – и смотрите, конечно. мой главный совет, после книг – это больше смотреть искусство. чем больше вы смотрите, тем больше вы впечатлений и знаний о произведении.

какие практики были у вас в университете? вы ездили в археологические экспедиции?
да. я десять лет работаю в Боспорской археологической экспедиции, Пантикапейской – это территория современной Керчи, – под руководством Владимира Петровича Толстикова (главный археолог музея – прим. КЮИ). я некоторое время работала в этой экспедиции землекопом, то есть в буквальном смысле с лопатой, а сейчас я работаю керамистом. я определяю, датирую и полностью атрибутирую керамику.

что-то вроде экспертизы?
да, в полевых условиях – это называется камеральная лаборатория. я работаю там не одна, а с сотрудницами античного отдела, у нас целая команда.

спасибо за ответы! было очень интересно.
спасибо!

Галина Аббасова
Искусствовед