МММММ... ВКУСНО!
Онлайн-экскурсия по искусству Фландрии XVII века от Сони Гарагули
В среднем человек тратит 2,6 года своей жизни на приготовление еды и 3,7 месяцев на ее потребление (хотя , наверное, сейчас мы едим чаще и больше)). Каждый человек ест - без этого мы бы не могли существовать. Но человеку мало просто питаться… он хочет сделать процесс приготовления и принятия пищи эстетичным: начинает создавать из еды шедевры кулинарии, удовлетворять не только естественную, биологическую потребность, но и стремиться к вкусным и красивым блюдам.

Ответьте на такой вопрос: Доставляет ли вам прием вкусной пищи удовольствие? "Мне вот ужасно нравится вкусно и сытно поесть. А еще для меня очень важна красота и эстетика, поэтому в этой экскурсии я совмещу рассказ о вкусном и красивом, а объединить это поможет живопись.
Немного о формате

Из-за распространения вируса и непредвиденного карантина все мы с вами поставлены в положение определенного срыва планов, поэтому пришлось отказаться от привычного формата экскурсий. НО в данном случае это оказалось даже на руку, ведь каждый из нас стал ближе к кухне…

К тому же, в музее вы уж точно не могли бы что-то съесть во время экскурсии, а тут возможно не только съесть, но еще и приготовить!

Порой искусство так вкусненько описывает еду, что у тебя невольно появляется аппетит ( а когда работаешь на голодный желудок над экскурсией, еще и живот сводит). Множество художников и писателей обращались к теме еды (Сальвадор Дали, например, кроме того, что писал пищу, еще и создал серию столовых приборов). Также у нас даже сохранились их рецепты : если будет интересно, то можно найти рецепт стейка тартар от Марселя Дюшана, ну или почитать поваренную книгу Софьи Толстой. Кстати, говорят, что спагетти создал лично Леонардо да Винчи.

Так как к теме еды обращались во всех сферах искусства и только по одному голландскому натюрморту научных работ написано великое множество, я решила немного сузить наш рассказ до живописи и пищевой культуры Фландрии 17 века.
А поговорим мы об этом на примере картин из музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Фландрия XVII века
Помните ли вы, ЧТО такое Фландрия?
В 16 веке в Нидерланды входили территории современной Голландии, Бельгии и частично Франции.

Но в ходе Реформации (противостояния католической и протестантской церквей. Сторонники протестантской церкви выступали против показной роскоши и церковных поборов. Они призывали к скромной жизни и сосредоточению на духовных ценностях, выступали с резкой критикой католической церкви, обвиняли ее представителей в упадке нравов и стремлении к светской власти) началось кровопролитное освободительное движение. Борьба за независимость длилась несколько десятилетий с переменным успехом. В итоге Нидерланды утратили целостность. Произошло разделение Нидерландов на Фландрию и Голландию. Нидерланды остались под протекторатом католической Испании.

Период расцвета фламандского искусства охватывает первую половину 17 в. Именно в это время складывается замечательная фламандская художественная школа, занявшая выдающееся место в истории европейской культуры и давшая таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, Браувер.

В изобразительном искусстве Фландрии господствующим стилем было барокко.

Период относительного подъема во Фландрии завершается примерно к середине 17 века. Под гнетом испанского абсолютизма фламандская экономика приходит в упадок. Общественная и культурная жизнь Фландрии приобретает все более застойный, консервативный характер.

Читайте также статью от Эрмитажа - немного дополнительной информации, если хотите узнать о Фландрии – подробнее
Брейгель. "Весна. Работа в саду"
1600-1605


Перед нами картина нидерландского художника Питера Брейгеля Младшего "Весна. Работа в саду", она была написана еще до разделения Нидерландов. На ней мы видим, как рабочие готовят землю для посевов. Брейгель показывает их усердие, прославляя крестьянский труд. По сути Брейгель один из первых живописцев, который начал изображать на своих картинах обычных незнатных людей. Также отличительной чертой является совмещение пейзажа и человека - жанровой живописи, тем самым художник демонстрирует красоту, плодородие фламандских земель, а также прославляет народ Фландрии.

Брейгель = пейзаж + жанровые сцены

Вместо трёхполья фландрийцы удобрялм земли, благодаря чему можно было собиратьурожай дважды в год и выращивать большее количество домашних животных. Фландрия - это сельскохозяйственная страна, и если на голландских натюрмортах мы видим множество диковинных продуктов (так как Голландия вела активную торговлю), то фламандские натюрморты в первую очередь представляют национальные продукты: капуста, картофель, дичь, рыба, хлеб и тд. Но несмотря на это и во Фландрии можно было встретить экзотические фрукты, тк фламандские города Брюгге, Антверпен, Гент становились крупнейшими торговыми городами Европ. Там селились самые богатые люди, и туда привозили товары со всех регионов мира, в том числе специи из Индии и экзотические фрукты из тёплых стран.
Почему я выбрала для экскурсии именно Фландрию?
Предлагаю сейчас на секунду вообразить себя фламандцем... Часто мы едим быстро, не сосредотачиваясь на процессе приема пищи. Я предлагаю вам провести маленький эксперимент и в следующий раз во время обеда полностью сосредоточится на своих вкусовых ощущениях. Ведь это интересно отнестись к повседневному процессу по новому, как к чему-то особенному.

Поесть любили везде и всегда… НО только во фламандском искусстве еде и процессу принятия пищи уделено так много внимания. Вероятно, на это повлияли особенности менталитета, а также то, что во Фландрии влияние протестантизма и идей воздержанности не были столь сильны. Наоборот - основной чертой фламандской живописи являлось наслаждение жизнью. Искусство Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других мастеров в приподнятых и торжественных формах отражало дух жизнеутверждающего оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества.

Вторая же причина того, что я выбрала именно Фландрию заключается в том, что из-за исторических процессов во Фламандской кухне произошло слияние французских, немецких, испанских и даже римских пищевых традиций. Но несмотря на это фламандская кухня оставила и свои неповторимые черты.
Я. Йорданс. «Сатир в гостях у крестьянина» 1620

Крестьяне стали героями не только восхваляющих труд картин, но их образы мы можем увидеть и в мифологических сюжетах.

Перед нами картина фламандского художника, одного из выдающихся представителей фламандского барокко Якоба Йорданса. И на этой картине мы видим непосредственно процесс процесс принятия пищи, что не так уж и часто встречается в живописи.
Эта картина - иллюстрация к басне Эзопа.

Любопытно то, что Сатир смотрится абсолютно естественно в бытовой сцене, будто для крестьян это что-то обыденное. Тут происходит соединение мифа и реальности.

Интересный факт: появление и развитие бытового жанра происходило на фоне очередной эпидемии чумы в Европе. Поскольку после революции и чумы городская жизнь на время замерла, особое значение стали приобретать бытовые сюжеты. И нередко семейства участвуют в веселой пирушке, а на столе обильная еда: пиво, мясо, вино, вафли и многое другое. Семейные ценности помогали сохранить жизнестойкость и оптимизм в исторической драме.

Так и творчество Йорданса лишено черт будничного прозаизма — оно обладает особой праздничной зрелищностью и неиссякаемыми запасами жизнерадостности. Тяжелые тела крестьян, краснощекие лица, грубые ступни ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической приближенностью к зрителю (мы почти можем дотронуться к предметам и людям на картине) и максимальной реалистичностью.

Мы можем даже пофантазировать, какие запахи сейчас в комнате и что ест крестьянин: может быть кашу? или похлебку?
Басня Эзопа
Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать её понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир:

— Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идёт и тепло, и холод.

Так и человеку должно остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.
Во фламандской живописи происходит переход от повседневности к празднику. Обычно мы устраиваем дома застолье не так часто как бы хотелось, но праздники - это всегда повод для того, чтобы наш стол ломился от обилия яств.
"Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами, гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтобы они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!"
Гончаров "Обломов"
Д. Рейкарт. "Король пьет" 1641

На картине показан существующий до сих пор праздник «трех царей или трех королей». Одной из традиций, связанных с этим событием, является запекание в праздничный пирог боба. Тот, кто обнаружит его в своем куске, провозглашается «королем» и становится председателем пиршества, на него возлагается корона, он выбирает себе королеву, остальные участвующие - его придворные. Королевские обязанности были крайне несложными – надо было регулярно поднимать бокал и провозглашать «Король пьет!» в качестве призыва к участникам застолья последовать примеру короля. Этот же сюжет мы можем увидеть и у Йорданса, но в отличие от него эта картина более теплая и уютная по своей атмосфере.

Еда простых людей состояла главным образом из хлеба (хлеб ели в больших количествах благодаря низким ценам), пива, овощных похлёбок, мяса, а также фруктовых пирогов, блинчиков, вафель. Чаще всего ели говядину и баранину, лишь зажиточные семьи могли позволить себе свинину, мясо домашних птиц и дичь.

В XV веке одним из важнейших экономических центров Европы стал портовый город Антверпен. С открытием Америки стали доступны такие продукты, как картофель, томаты, индейка, какао. В Антверпене также интенсивно развивалось пивоварение. В XV — XVI веках в Бельгии появились первые книги с кулинарными рецептами. В то время, как меню зажиточных бельгийцев состояло из разнообразных блюд и изысканных десертов, бедняки по-прежнему питались хлебом, пивом и овощными супами. Картофель первоначально восприняли, как корм для свиней, но к 1830 году он стал основным блюдом бедняков.

Для нас же картофель является абсолютно привычным продуктом. Многие пищевые традиции формировались в течение длительного времени. Так сервировке стола и подаче блюд стали придавать большое значение только в XIIIXV веках. Отныне блюда должны были не только быть сытными, но и радовать глаз. Начиная с позднего Средневековья, во время пира гостей угощали разнообразными блюдами, и количества их вариаций было так велико, что блюда стали подаваться не сразу, а постепенно. И так появились понятия: первое, второе и третье блюдо (основное, горячее, десерт).
Одной из наиболее своеобразных областей фламандской живописи 17 в. был натюрморт.
Что же это такое?
"Натюрморт" - слово французское в буквальном переводе означает «мертвая натура». По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь»

Натюрморт получил в это время самостоятельное значение. Достигающие часто колоссальных размеров натюрморты служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати. Натюрморт являлся одним из способов продемонстрировать достаток и благополучие аристократической семьи. Ведь еда, которую они употребляли в пищу напрямую зависела от статуса семьи. В противоположность интимному голландскому натюрморту фламандский натюрморт граничит с сюжетной композицией. Изображаются близкие к бытовому жанру сцены в лавках и кухнях; среди бесконечного изобилия предметов теряются человеческие фигуры. Жизнерадостный характер искусства Фландрии проявился в натюрморте с особенной силой; фламандские художники показали свое блестящее мастерство в передаче многообразных форм предметного мира.

Крупнейшим натюрмортистом Фландрии 17 в. был соратник Рубенса
Франс Снейдерс (1579—1657), который, кстати, являлся кроме всего прочего еще и ресторатором. На огромных полотнах Снейдерса туши мяса, убитая лань, омары, голова кабана, разнообразные сочные, спелые овощи и фрукты, груды битой птицы, морские и речные рыбы причудливо громоздятся на столах, и кажется, лишь рамы картин ограничивают это бесконечное изобилие даров природы. Из общего оливкового тона выделяются звучные пятна белого, синего, особенно красного (омары, мясо, ягоды, одежда лавочника или лавочницы). Некоторая хаотичность построения натюрморта Снейдерса подчиняется единой цветовой композиции, создающей впечатление законченного декоративного целого. Есть предположение, что фигуры людей писали ученики мастерской Рубенса, так как Снейдерс был анималистом.
Ф. Снайдерс. "Рыбная лавка" ок. 1616

Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Именно на это намекает образ матери и ребенка на картине.

Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также богам любви и плодородия. На полотнах сверкает серебристая рыбья чешуя, этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни.

Во Фландрийской культуре много пословиц, поговорок и фразеологизмов, связанных с рыбами. Например, «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» (означает «сорить деньгами»), «Его селедка жарится не здесь» (все идет не по плану), «Там селёдка не жарится», т. е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется, «Он рыбачит ниже сети» (упускать удобный случай).

"Рыбная лавка" Снейдерса - это воплощение стихии воды. Так художник совместил аллегоричность с бытовым сюжетом. Во всем этом разнообразии художник демонстрирует идею о Величии Фландрии и ее богатствах.

Не следует слишком доверять столь богатой картине — реальный быт того времени был значительно более скромным.
РЕЦЕПТЫ
Каджый рецепт соотносится с рассматриваемой картиной
5. НАПИТОК. БЕЛЬГИЙСКИЙ ЭЛЬ
Бельгия славится вишневым элем и пивом - криком (с фламандского языка слово Kriek переводится как «вишня»), — напиток, который относится к специфичным сортам бельгийского пива.

Рецепта не сможем предоставить, увы!
Иоахим Бейкелар. «На рынке» 1564

В своей картине «На рынке» к изображению бытовой сцены и сделал героями крестьян. Художник стремится придать их облику значительность, пишет крупные, полные достоинства медлительные фигуры, выдвигает их на передний план, типизирует лица. Интерес ( мы видим его и у Брейгеля), который Бейкелар проявил к изображению нехитрой снеди, привезенной крестьянами на рынок, свидетельствует о рождении так называемого «рыночного» или «кухонного» натюрморта.

Не столько для насыщения, сколько для того, чтобы торжествовать над миром, фламандцы изображают ряды рынка. Фламандская культура устами поэта ХХ века Эмиля Верхарна так:

В столовой, где сквозь дым ряды окороков,
Колбасы бурые, и медные селёдки,
И гроздья рябчиков, и гроздья индюков,
И жирных каплунов чудовищные чётки,
Алея, с чёрного свисают потолка,
А на столе, дымясь, лежат жаркого горы
И кровь и сок текут из каждого куска, –
Сгрудились, чавкая и грохоча, обжоры.

Это, конечно, не особенно точное описание. На картине мы видим хлеб, а также молоко и куриц. Интересно то, что для приготовления хлеба эти продукты необходимы.

Хлеб обладает многими аллегорическими значениями и самый распространенный в христианской культуре символ - евхаристии.
Ф. Снейдерс "Мясная лавка". 1630ые

«Мясная лавка» – это богатство природы Фландрии, в стране есть всё, что даёт земля. Художник был величайшим анималистом. Для современного зрителя натюрморт не вызывает расположения и желания им любоваться. Слишком натурально мастер изобразил освежёванные туши животных, всё это отталкивает.

Фламандцы ходили на рынки и выбирали мясные туши, хорошо в этом разбираясь, это было обыденным, повседневным занятием. Картина Снейдерса же является определенной рекламой. Мы можем увидеть огромный ассортимент продуктов на прилавке, что показывает хороший выбор. К тому же, мясник снимает мясо не ножом, а руками, что свидетельствует о его профессионализме в этом деле. Всем своим видом картина говорит, о том, что этой мясной лавке можно доверить свой выбор!!!

Также тут есть и аллегорический смысл. Так все это мясное богатство демонстрирует плодородие и изобилие продуктов Фландрии, ее успешность, зажиточность и процветание. На картине изображено четыре стихии: земля - парнокопытные, вода - водоплавающие птицы, воздух - птицы и огонь… это человек. Человеку повинуется эта стихия , что дает возможность подчинять себе природу и все ее богатства.
Ф. Снайдерс. "Рыбная лавка" ок. 1616

Не волнуйтесь мы не перепутали картину местами и "Рыбная лавка" тут не просто так!

Дело в том, что рядом с торговкой – корзина с многочисленными предметами – красными башмачками, фруктами, орехами, а главное сладостями. Любовь к изобилию отличает этот период времени в живописи, люди, наконец почувствовали конец войны и бедствий. Поэтому торговку в рыбной лавке среди всего изобилия замечаешь не сразу. Она распоряжается товаром и разговаривает со своим маленьким сыном.

Рядом с драгоценными сладостями того времени лежат и розги (birches) для наказания. Женщина объясняет ребёнку, что хорошие дети получат и красные башмачки, и сладости, а плохие – розги. Мальчик в ужасе отпрянул от мысли, что ему могут как раз достаться розги. ( кнут и пряник)

И чтобы уже ни у кого не было сомнений в предмете разговора, из лавки на улицу широко открыто окно. И там мы видим все атрибуты праздника святого Николая.

Что же это такой за праздник? Во время праздника святого Николая детям дарят подарки. Именно святой Николай является прототипом современного Санта Клауса. ( В России мы имеем уникальные традиции празднования Рождества и Нового Года, и пищевые традиции в этот период времени - отдельная тема для экскурсии. Ох… сколько же тазиков оливье было приготовлено).


Ян Буль. «Натюрморт с петухами и кроликами» 1680-ые

Выше был представлен рецепт фламандского яблочного пирога, продукты для него мы найдем на картине Буля: яблоки, цедра, яйца и тд.

Поговорим немного о символике фруктов и орехов: лимон - символ неутоленной жажды, а также внешней красоты; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении ,инжир - изобилие из-за огромного количества семян, груша - долговечность, виноград - земля обетованная и тд.

Колорит картины, фонтан с водой, цветущие растения - все тут говорит нам о жизни, процветании и благополучии. Но никогда не стоит забывать, что натюрморт это лишь мгновение быстротечной жизни и всему, когда-нибудь придет конец. Как говорится: "искусство вечно, жизнь быстротечна". Фламандцы призывают нас наслаждаться этим моментом.

Сваненбюр "Портрет девочки" 1584
Сваненбюр "Портрет девочки" 1584

Закончим же мы разговор на прекрасном моменте детства, интересно что в контексте вишневого эля и крика - традиционных бельгийских напитков.

История бельгийского пивоварения началась с пивоварен при монастырях, также монахи производили сыр. Бельгийское пиво было неоднократно названо одним из лучших в мир. По официальным данным в Бельгии наибольшее число индивидуальных марок пива. Сами бельгийцы из потребления пива делают целое торжество.

Также Бельгия славится вишневым элем и пивом - криком (с фламандского языка слово Kriek переводится как «вишня»), — напиток, который относится к специфичным сортам бельгийского пива.

Вишня же является символом детства, райского наслаждения. Но в 17 веке ребёнка считали маленьким взрослым и в психологии не было такого понятия как "детство", поэтому девочка одета, как настоящая фламандская хозяйка, даже не смотря на куклу в руке. О серьезности воспитания девочки служит маленький кошелек у нее на поясе.
На этом все! Я надеюсь, что после карантина вы обязательно посмотрите эти картины
в Пушкинском музее вживую. А пока вы можете попробовать рецепты и узнать о фламандской живописи еще больше! Приятного аппетита!