Текста
2020-06-28 00:20

Метро как музей

Метро — неисчерпаемый источник информации для исследований в абсолютно разных областях: от инженерии и почвоведения до искусствоведения и социологии.

Сегодня мы расскажем о влиянии мировой архитектуры на некоторые станции метро Москвы и Петербурга. Древнегреческая и древнеримская, средневековая архитектура и искусство — чего только не найти, если немного внимательнее присмотреться к знакомой станции.

Автозаводская

Начать я хотела бы со станции «Автозаводская» Замоскворецкой линии. Станция была открыта 1 января 1943 года и до 1956 года называлась «Завод им. Сталина» — по находившемуся неподалеку заводу. (В 1956 году заводу дали имя Ивана Лихачева — он занимался в СССР автомобильной промышленностью, — и сейчас мы знаем это здание как культурный центр ЗИЛ.)

Главный архитектор станции, Алексей Николаевич Душкин, спроектировал также станцию метро «Кропоткинская». Она находится рядом с Пушкинским музеем, и на ее создание автора вдохновил зал Древнего Египта в нашем музее!


Как и «Кропоткинская», «Автозаводская» — это колонная трехпролетная станция мелкого заложения. То есть, на платформе есть два ряда колонн, и расположена она не глубоко под землей. Посмотрите, как они похожи друг на друга и на египетский зал:





У северного вестибюля станции «Автозаводская» мы, идя в сторону улицы и поднимаясь по короткому эскалатору, выходим к залу с низким потолком. А у южного вестибюля наоборот: находясь на длинном эскалаторе, сначала видим над собой ступенчатый свод, который постепенно ведет нас наверх, к высокому белому куполу с росписями.

Я бываю на «Автозаводской» очень часто и только недавно задумалась, что станция похожа на собор. Она совмещает в себе архитектурные элементы эпох готики и Ренессанса. Подтвердить это я могу следующими примерами:


— Своды, идущие от колонн к потолку станции, напоминат нервюрные своды готического собора! Нервюра — это «прожилка» на арке свода, которая помогает облегчить свод и подчеркивает его направление.

— Колонны делят платформу на три части, придавая ей сходство с церковью с тремя коридорами-нефами. Проходя по нефу церкви, мы оказываемся перед алтарем — обычно с полукупольным завершением и часто с фресками на стенах. Проходя по «Автозаводской», мы оказываемся перед «алтарем коммунизма» — с красно-белым куполом, украшенным фреской.

— Посмотрите на фрески Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи на картинках ниже. А теперь — на такие же прямоугольные вставки на стенах «Автозаводской». Это не фрески, а мозаики, и изображают они не святых, а рабочих — но общее впечатление остается схожим.

Автозаводская




По словам самого Душкина, «здесь четко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы». Квадратные в сечении колонны, монохромные стены, своды напоминают белую громаду русских храмов.

По словам его жены Тамары, после того, как Душкин сделал несколько эскизов, ни одним из которых он не был доволен, он сел читать «Жизнь растений» Тимирязева и попросил сыграть ему фугу Баха. После этого он создал еще несколько вариантов и в итоге выбрал один из одиннадцати получившихся проектов.

Душкина вспоминала: «При спуске эскалатора колонны возникают перед взором одна за другой, а потом словно сливаются в едином «звучании» — как последний аккорд в каденции, приведенный в тональность. К сожалению, современные светильники, установленные вместо авторских люстр, нарушили гармонию и красоту подземного зала».

Автово

Теперь давайте поговорим о петербургском метро.

Станция «Автово» Кировско-Выборгской линии — это единственная станция Петербурга без эскалаторов. Архитекторы — Евгений Левинсон и Андрей Грушке. Станция была открыта 5 ноября 1955 года. Так же, как Автозаводская и Кропоткинская, это трехпролетная мелкого заложения.

В 2014 году журнал The Guardian включил ее в список 12 красивейших станций мира!

— Павильон станции внутри напоминает ренессансные ротонды, например, Темпьетто Донато Браманте (цилиндрическая постройка с куполом; колонны или пилястры, облицованные полудрагоценными камнями), а снаружи — Собор Святого Петра в Риме (кубический объем с куполом на широком барабане, украшенном колоннами).

— Платформа выглядит еще более нарядной: толстые колонны, то богато украшенные лепниной, то просто сияющие своей белизной, массивные капители с резьбой, богато украшенные низкие потолки, выложенный геометрическим узором пол. И такая же «кульминация», как и на Автозаводской — мозаика, воспевающая победу в Великой Отечественной Войне. Сами по себе украшения античные, но масштаб и размах больше напоминают древнеегипетскую архитектуру с ее массивными колоннами и яркими росписями. Как и в египетских храмах (например, в храме Хатхор в Дандаре), мы кажемся маленькими по сравнению с этими колоннами.

Искать в привычных интерьерах отсылки к «музейному» искусству полезно — это не портит восприятие, а, наоборот, обогащает его. Интересно находить новые прочтения произведений искусства! Исследуя эту тему, ищешь источники, подтверждения, опровержения, связи. Мне нужно было побывать на «Автозаводской» много сотен раз, чтобы разглядеть в ее архитектуре отсылки к другим произведениям мирового искусства.

Сейчас, когда все мы, оставаясь дома, можем начать заниматься чем-то новым, изучать что-то более детально, имея доступ к информации, попробуйте найти что-то новое в тех вещах, которые раньше казались вам привычными и обыденными. Попытайтесь разглядеть искусство там, где, как вам кажется, его нет. Искусство — везде. Надо просто к нему присмотреться.